Информер
Онежские петроглифы

Они расположены на восточном берегу Онежского озера в Пудожском районе. Считают, что временем их появления является 4-2 тысячелетие до нашей эры. Петроглифы составляют разрозненные группы на скалах и горах полуострова Нос, на острове Гурий, на мысах Пери Нос, Кладовец, Гагажий, на полуострове Кочковнаволок, на Карельском Носе. Онежские петрографы в 1848 году открыл геолог К. Гревинг из города Санкт-Петербург. Считается, что Онежские петрографы создали предки современных прибалтийско-финских народов. На Белом море изображений вдвое больше, нежели на Онего. На Онежском озере много иероглифов на темы фантастики.

Наскальное святилище занимает часть берега озера с длиной в 20,5км, насчитывает 1200 изображений, большинство которых объединены в композиции. Самая большая их часть имеется на красноватой скале. Некоторые из них покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их не очень просто. Размеры фигур составляют 2- 4м. Здесь преобладают в основном изображения птиц, лесных зверей, людей и лодок. Онежские петроглифы имеют и загадочные, и фантастические, и оригинальные мотивы. Самый знаменитый рисунок – это «триада», которая находится на конце мыса под названием Нос. Это фигура человека, высота которого больше 2-х метров, с растопыренными пальцами, непропорционально маленькими ногами.

Представлены и солярные, и лунарные рисунки – полукруги, круги с лучами-линиями, изображения выдр, сомов, ящериц. В северной части Носа находится Пери Нос. На нём также сохранились изображения из 7-ми разрозненных групп. На Карельском мысе было обнаружено 120 фигур. Здесь петроглифы имеются по всему южному склону. Особый интерес вызывают петроглифы, изображённые на Кочконаволокском полуострове. Они были обнаружены в 1970-1990-х годах, их количество доходит до 200. Они включают в себя 3-хметрового лебедя, различные сцены с мифологическим характером, связанные с лодками, птицами, людьми.

Много труда затратили на то, чтобы найти онежские петрографы, которые стали теперь широко известными. Известный исследователь петроглифов А.Я. Брюсов наблюдал за поверхностью скал в различное время летнего дня. Ученый увидел ряд плохо заметных изображений. Они просматривались только в определенные часы. До сих пор учёные и исследователи находят новые рисунки, малоизвестные детали изображений, найденных ранее. Причиной подобных открытий стала плохая сохранность многих наскальных изображений, фигур. Время их не пожалело, их выбитая часть потемнела особенно, часто сливается по цвету и фактуре с поверхностью скал.

Больше всего стерлись рисунки, расположенные у самой воды, из-за постоянного омывания озером, находящимся рядом. Сильно ухудшают вид изображений на скалах ледоколы. Ледяные торосы имеют высоту 5-6м. Часто торосы полностью отрывают от скал большие куски, ставят их в такое положение, из которого они могут обрушиться. Не редки случаи, когда скальные куски сталкиваются в воду. В местах, куда не доходят волны, рисунки разъедают мхи и лишайники. Трещины и разломы в скалах, огромное количество выбоин и шрамов говорят о постоянном, непрекращающемся разрушении, которое ведёт вода, которое уничтожает много изображений.

Но большинство рисунков все-таки сохранилось полностью, их можно фотографировать без подкрашивания. Четкость изображений на скалах в большей степени зависит от освещенности. Самым подходящим временем для рассматривания изображений является раннее утро либо вечер, потому что косые лучи делают изображение рельефным, хорошо просматриваемым. Лучи солнца создают также иллюзию движения. Это наводит на мысль о том, что древние онежцы открыли систему «живых картинок», которая напоминает современное кино.

Опубликовано июля 28, 2014

Комментарии:

Комментирование закрыто.